20:51

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.

Вооружение славян домонгольского периода (IX-XIII вв.)





Содержание:

читать дальше


@темы: оружейная лавка, Библиотека старины Тота

Комментарии
04.07.2008 в 14:56

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.
Оружие для рукопашного боя

04.07.2008 в 14:57

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.
Колющее оружие

04.07.2008 в 14:58

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.
Рубящее оружие

04.07.2008 в 14:58

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.
Мечи и сабли

04.07.2008 в 14:59

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.
Дальнобойное оружие

04.07.2008 в 15:00

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.
5.2. Арбалет.

Сложность в изготовлении арбалета заключалась в конструкции спускового механизма. Мало было изобрести механизм, способный надежно удерживать в натянутом состоянии тугую тетиву, а затем, при нажатии на спуск, освобождать ее. Надо было еще и наладить массовое производство таких механизмов. Впервые такие проблемы были решены в Великой Греции (южной Италии) в 5-м веке до нашей эры. Греческий арбалет назывался гастрофетом (брюшным луком), так как для его взведения надо было навалиться животом на специальный рычаг. От греков арбалеты попали на вооружение эллинистических государств и римской армии, а от византийцев, - к арабам и русским, но масштабы их распространения оказались невелики.
Арбалет значительно превосходил лук в дальности и точности стрельбы, а главное, в пробивной силе. Но имел и существенные недостатки – неудобную форму, высокую стоимость и сложность заряжения. Высокая стоимость ограничивала его распространение социальными рамками, - только состоятельные ополченцы могли позволить себе такое оружие.
Хоть пробивная сила арбалетных болтов и была велика, железных доспехов легкий арбалет не пробивал (хотя пробивал бронзовые с 50 метров). Главное, арбалетные стрелы застревали в щитах, - даже если наконечник и проходил, древко зажималось. Русичам, предпочитавшим сражаться конными, арбалет был менее удобен, чем лук. Вообще многие народы смущались тем, что арбалетчик не мог участвовать в рукопашном бою – его требовалось прикрывать, то есть обеспечивать взаимодействие родов пехоты, а это требовало хорошей организации войска.
Особо выделяла арбалет высокая точность стрельбы, сравнимая только с таковой у нарезного оружия 17-18 веков. Но скорость снаряда, хотя и была большей, чем у лука, но в абсолютном исчислении оставалась незначительной. Этот параметр, ограничивал дальность прицельной стрельбы 70 метрами. Залповая стрельба обычно велась на дистанцию до 200 метров, как и из луков, но на такой дистанции болты были более опасны, чем стрелы. Преимуществом арбалета была и более компактная форма боеприпаса: болт представлял собой толстое древко, в котором вырезались 4 желоба (вроде как утопленное оперение, к которому примыкался маленький граненый наконечник). Короткие болты были более стандартны, чем длинные стрелы, а это имело немаловажное значение: кустарно сделанные стрелы имели смещенный центр аэродинамического сопротивления и в полете сильно отклонялись. Самый лучший лучник стрелял точно только пока пользовался своими стрелами, каждую из которых он знал в лицо и по имени. Но таких у каждого могло быть всего несколько. Как только лучнику начинали подавать из обоза казенные стрелы, точность стрельбы падала в разы. У арбалета этот эффект был выражен в намного меньшей степени.
Иногда к арбалетам вместо болтов применялись обычные стрелы, но короткие и толстые, с большими крыльями, но они были хуже болтов. Часто в литературе упоминаются и стальные болты к арбалетам – но что это такое, знают только те, кто придумал этот загадочный термин. Запас болтов к арбалету доходил до 200 штук.

5.3. Дротик.

Еще неандертальцы придумали использовать на охоте длинную палку с заостренным и обожженным концом как колющее оружие. В последствие палка приобрела каменный наконечник, что увеличило ее вес и сместила центр тяжести вперед. Так палка стала метаться, и с тех пор металась уже практически непрерывно – вплоть до XV-го века. Скоро была придумана и копьеметалка – устройство, удлиняющее размах руки при метании и имевшее вид или специальной дощечки или ременной петли. Метательные копья оригинальных элементов не содержали - всегда это древко длиной от 120 до 200 сантиметров, как правило, с плоским наконечником, имеющим один-два заусенца.
Однако бронебойные дротики делались с граненым наконечником. Вес дротиков был значительным, от 1-го, до 4 килограммов (у боевых - охотничьи были легкими), так как их преимущество перед стрелами именно в весе и заключалось. Метательное копье могло быть применено и в рукопашном бою, но так поступали только пешие кочевые племена, либо дикие охотники, - народы, которым было лень таскать с собой еще и специальное копье для ближнего боя. Из-за смещения центра тяжести вперед, драться дротиком было неудобно.
Лук повсеместно конкурировал с дротиками, но нигде не вытеснял их полностью. Преимущество дротика заключалось уже в том, что он занимал всего одну руку: в другой мог быть, например, щит. Тяжелые дротики обладали большей пробивной силой, чем стрелы. На небольшом расстоянии дротик попадал точнее стрелы. Но в большинстве случаев лук побеждал, оттесняя метательные копья на задний план. Однако многие народы, даже имея наилучшие луки, последовательно предпочитали именно дротики. Русская тяжелая кавалерия также метала дротики - они пробивали кольчугу, и, что важно, в бою дротик выхватить из обоймы можно было быстрее, чем лук и стрелу из колчана. Кавалерийские дротики были короткими - 120 сантиметров. Пехота предпочитала более длинные – из-за лучших баллистических качеств.
Дротик метался недалеко: кавалерийские, или бронебойного типа - на 15 метров, сравнительно легкие и длинные - до 25 - 30 метров. Попадал дротик весьма точно: факторов, отклоняющих снаряд, на него действовало меньше, чем на стрелу. Носимый боекомплект составлял один или два дротика, если они были оружием вспомогательным и 3-7, если основным. В обозе могло быть еще штук двадцать-тридцать, но так бывало только в регулярных частях дротометателей: ополченец имел всего несколько дротиков.

5.4. Праща.

Праща была простейшим приспособлением для метания камня, известным все народам с глубокой древности. Эффективность ее была невелика, но до конца XVI-го века в Европе праща с каменными пулями продолжала употребляться как боевое оружие. Очень ее ценили за простоту сюжета: ремень всегда можно было найти или сделать, а боеприпасы не стоили ничего. Пращником мог стать любой желающий покрыть себя славой на поле боя, независимо от состоятельности. Камень для метания подбирался сравнительно круглый, весом 200-400 граммов, - именно такого веса пуле можно было придать максимальную скорость. Летели камни метров на 80, но точность оставляла желать лучшего. Целиться из пращи вообще было сложно, кроме того, даже опытный пращник не мог учитывать всех индивидуальных особенностей формы пули. Подобрать все камни точно по весу также было нереально. Носимый боекомплект зависел от физических возможностей пращника, а так же от концентрации камней на квадратный метр в данной местности. Обычно имелось 10-20 камней. В обозе их не возили. Но пращные камни были достаточно опасны для противника, если он не имел доспехов жесткого или амортизирующего типа (особенно шлемов) и щитов. В случае метания камней праща имела даже перед самым слабым луком только то преимущество, что камни наносили сильные удары по мягким доспехам. Но все-таки небольшие камни были слабым оружием.

5.5. Камень.

Ничего смешного. Камни, бросаемые без пращи, - просто рукой, состояли на вооружении греческих и македонских войск. Это были тяжелые камни: малую скорость снаряда приходилось возмещать большим его весом. Но и действовало это оружие достаточно эффективно – гарантировано выбивало из седла сидящего без стремян всадника. Да и со стременами тоже. Употребляла камни и пехота. Чешуйчатый панцирь было не пробить, но от ударов он защищал недостаточно, а большой камень наносил очень сильный удар.
Камень для бросания рукой был тяжелым – от 1.5 до 5 килограммов. Это для вооружения полевых армий. Для вооружения гарнизонов крепостей использовались камни калибром до 20 килограммов и больше. Предпочтительными были камни круглой формы, но это не было слишком важным моментом, так что обычно форма камней была неправильной. Однако камнемечущими народами изредка использовались и дисковидные камни: такие летели дальше. Дисковидный камень трудно было найти, такой снаряд приходилось изготавливать специально, а до этого редко доходили руки (все-таки камни были вспомогательным оружием). Но иногда - доходили.
Круглый камень бросался на несколько метров, дисковидный - до 15-20 метров. Это оружие было почти бесплатным. Недостатком его было неудобство ношения: даже один камень обременял воина. По этой причине камни чаще использовались для вооружения крепостей.

04.07.2008 в 15:02

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.
Защитное снаряжение

04.07.2008 в 15:03

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.
6.3. Металлические доспехи.

6.3.1. Кольчуга.

Самый популярный доспех в Европе средних веков – хоуберк (хауберк) – представлял собой кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками. Внешне это выглядело вполне цивильно: доспех полностью защищает тело, весит немного, движений не стесняет. Однако надо учитывать, что защиту хоуберк давал весьма сомнительную. Вытянуть проволоку можно было только из самого мягкого и ковкого железа (колечки из твердой стали ломались бы и давали еще худшую защиту), так что кольчужные доспехи легко рассекались саблей, протыкались копьем и разрубались мечом. От стрел кольчуга была почти бесполезна – они проникали в ячею. Только варварские (с плоским наконечником) стрелы на излете и стрелы с костяными наконечниками могли быть ею остановлены. Кроме того, кольчуга не защищала от оружия ударного действия – от дубин и булав. Да и удар 8-ми килограммового меча запросто мог оказаться летальным даже без пробития доспеха. В теории, кольчуга могла быть сделана и из булата, но это не снимало проблемы с защитой от стрел и палиц. Кольчуга двойного плетения была лучше, но не намного.
Кольчатая броня состояла из железных колец, которые были попеременно склепаны и сварены между собой. О них великий ученый Востока аль - Бируни писал в XI веке: “Кольчуги предназначены для посрамления оружия [врага] в бою, они защищают от того, чем действуют противники, и от ударов, отрубающих голову”.
Изобретатель кольчуги неизвестен. Видимо, первые делались еще из медной проволоки. Интерес же к ней в средневековой Европе объясним технологической отсталостью. Производство хоуберка требовало не очень много самого дешевого железа, устройства для вытяжки проволоки и уйму тупой работы по плетению колечек. Зато хоуберк и служил вечно - если он оказывался пробит, то мертвый рыцарь извлекался, а на его место вставлялся новый, после чего, с помощью пригоршни колечек, отверстие заделывалось.
Кольчуга делалась из железных колец. Сначала способом протяжки надо было изготовить проволоку. Ее надевали на круглый штифт - оправку, чтобы получилась длинная спираль. Около 600 м железной проволоки - спирали уходило на одну кольчугу. Эту спираль разрубали по одной стороне. Тогда получались круглые разомкнутые кольца одинакового диаметра. Половинки их сваривали. У оставшихся колец дополнительно расплющивали разъединенные концы и на этом месте пробивали отверстия для заклепок или штифтов, которые в свою очередь надо было специально изготовить.
Затем можно было собирать кольчугу. Каждое разомкнутое кольцо соединяли с четырьмя целыми (сваренными) и склепывали. Заклепка имела в диаметре около 0,75 мм, и закрепить ее надо было на уже вплетенном в кольчугу кольце. Операция эта требовала большой точности и умения. Таким образом каждое кольцо соединялось с четырьмя соседними: целое сцеплялось с четырьмя разъемными, а разъемное - с четырьмя целыми. Иногда в кольчугу вплетали ряд- другой медных колец. Это придавало ей нарядный вид. Кольчуга весила примерно 6,5 кг. После сборки ее чистили и шлифовали до блеска. Вот что говорит о блестящих кольчугах русская летопись: “И бе видете страшно в голых доспехах, яко вода солнцу светло сияющу“ (Лаврентьевская летопись).
Кольчуга давала худший уровень защиты, чем, например, пеньковые доспехи, поэтому, начиная с 15 века, она на Руси быстро была вытеснена последними.

6.3.2. Усиленная кольчуга.

В самом лучшем случае, кольчуга двойного плетения могла усиливаться накладками, прикрывавшими грудь от ударов спереди и плечи от ударов сверху. Как правило, в этом случае в комплект включался и шлем. Это было уже не так просто, ведь броневой элемент сложной формы еще надо было выковать (форму изделию моли придавать только молотом). Плюс к тому, выковать его надо было из нескольких слоев железа и стали, да так, чтобы он не был слишком толстым. Или же шлем и щитки делались из дамаска (а эту технологию еще надо было иметь). По этой причине крестоносцы на гравюре, изображающей Ледовое побоище, без шлемов, - в одних хоуберках. На льду Чудского озера, если кто и проваливался, то только русские - их доспехи были куда основательнее, чем у немцев.

6.3.3. Чешуйчатый панцирь.

Самый древний. Первые были сделаны в Междуречье и имели еще медную чешую. Затем чешую стали делать из бронзы, а еще позже - из стали. Преимущества такой брони были очевидны: сделать просто, так как выковывать приходится только небольшие плоские элементы, кроме того, эти элементы могли быть сделаны из твердой стали, - из-за небольшого размера они не могли сломаться.
Чешую использовали и русские дружинники. Характерно, однако, что такой доспех, как правило, доставлялся к месту сражения отдельно от воина.
Чешуйчатый панцирь делали из стальных пластин, которые прикрепляли к кожаной или матерчатой основе (потому как другой материал едва ли выдержал бы ее вес. А весила она много – пластинки шли практически в два слоя и имели довольно значительную толщину, т.к. все-таки сталь была хрупкой) только с одной стороны.
Пластинки закреплялись таким образом, который исключал проникновение клинка под нее с последующим пробитием кожаной основы. При скреплении пластины надвигали одна на другую, а в центре каждую из них приклепывали к основанию. Такие панцири были длиной до бедер. Подол и рукава их иногда были выложены более длинными, через весь панцирь, пластинами.
Изображение подобных “броней дощатых“ можно встретить на миниатюрах и иконах XII - XIV веков.

Из всех разновидностей доспехов чешуя была самым надежным – в более поздний период пробивалась только пулей, и то не любой. Недостатком же был чрезмерный вес. Чешуйчатый панцирь, прикрывающий только грудь, спину и бедра, весил немногим меньше сплошного сочлененного рыцарского доспеха XV-го века весом всего 25 кг. Кроме того, он был слишком жестким, чтобы не стеснять движений, и недостаточно [жестким], чтобы надежно защитить от удара палицы.
В XI - XII веках основу конного войска составляли тяжеловооруженные всадники - копейщики. В снаряжении такого война входили одно или два копья, сабля либо меч, сулицы или лук со стрелами, кистень, булава, реже боевой топик, а также оборонительный доспех, к которому относится чешуйчатый панцирь. Панцирь вместе со щитом могли достаточно надежно защитить конника как во время таранной сшибки на копьях, которой обычно начинался конный бой, так во время рукопашной битвы, следовавшей за копейным ударом.
По сравнению с пластинчатыми панцирем, чешуйчатый был эластичнее, так как выпуклые чешуйки, прикрепленные к основе только с одной стороны, придавали воину, одетому в такой панцирь, большую подвижность, что особенно важно для конного бойца.

6.3.4. Бронзовые доспехи.

Изделие сложной формы, например, шлем, проще было отлить, чем выковать. То есть и отлить было очень непросто, но все-таки несравненно проще, чем выковать из нескольких слоев железа и стали. Что же касалось прочности, то бронза однозначно была тверже железа и не такой хрупкой как сталь.
Если в Китае выделка оружия (мечей) из бронзы продолжалась еще во II веке, то в Европе же шлемы и в XIX веке делали из бронзы по преимуществу. Существенным недостатком бронзы была, однако, ее дороговизна, вследствие которой она в период "бронзового века" никогда не могла вытеснить из употребления каменных орудий и оружия. Бронзовая металлургия пришла в упадок в средние века не столько из-за высокой стоимости материала, сколько из-за невозможности его получить. Бронза требовала двух ингредиентов – меди и олова. Медь, как и железо, можно было найти почти везде (хотя всю самородную собрали еще люди каменного века), но вот олово на дороге не валялось. Жителям какого-нибудь Карфагена все казалось просто: олово можно привезти из Англии, медь с Кипра, серебро из Халкидики, железо из Испании, золото - из Западной Африки. Все, в принципе, было рядом. Но даже для новгородцев и Англия, и Кипр были довольно-таки далеко. Жителям средневековой Руси приходилось доставать ресурсы не там, где они (ресурсы) находились, а там, где находились они (жители) сами. А там не все было.
Бронзовая металлургия стала возрождаться в Европе с XV-го века.



04.07.2008 в 15:04

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.
Конские доспехи

04.07.2008 в 15:04

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.
Шлемы

04.07.2008 в 15:05

Curiosity killed a cat... And satisfaction brought her back.
Щиты